вторник, 23 сентября 2014 г.

Гурджиев о работе над собой

Tags






Гурджиев о работе над собой





Необходимо работать над собой сегодня. Каждый день есть сокращенное содержание жизни всякого человека. Жизнь каждого - это то, что остается при смерти, то есть, человек - это его жизнь, и это есть то, что имеют в виду, когда говорят в священных писаниях, что книга жизни кого-либо открывается при смерти. Человек есть его жизнь. День в жизни всякого есть небольшая точная копия его жизни. Если человек не работает каждодневно в своей жизни, он не может изменить её, а если он говорит, что он хочет работать над своей жизнью и изменить её, но не работает каждодневно в своей жизни, его работа над собой остается чисто воображаемой. Он утешает себя воображением, что он собирается работать над своей жизнью, а в действительности никогда не начинает работать ни одного дня своей жизни. Жизнь каждого человека разбивается на дни и годы. Если человек не работает каждодневно в своей жизни путем -самонаблюдения, путем приложения идей настоящей работы практически к тому, что он наблюдает, то нет отправной точки. Он говорит, возможно, что будет работать завтра; вспомните поговорку, что мы будем иметь варенье завтра. Но оно всегда «завтра». Если человек говорит: «Я начну работать над собой завтра», - тогда он не будет никогда работать над собой, ибо он будет работать всегда «завтра» и никогда «сегодня». Это иногда называется в настоящей работе болезнью манья на - завтра. Пока человек всегда говорит манья на, то есть, завтра, он никогда не изменится.




Чтобы работать над собой, необходимо ограничить поле работы, то есть не праздно мечтать о работе в будущем, по какому-то важному случаю, но работать сегодняшним днем, этим самым днем с его событиями и не думать в терминах завтрашнего дня. Начали ли вы наблюдать себя в отношении дня, обычного, каждый раз повторяющегося дня, который является космически определенной миниатюрой года и целой жизни каждого^человека? Все вы знаете изречение: «Довлеет дневи злоба его».* Но думали ли вы, что значит это изречение и учитывали ли вы контекст, в котором Христос сделал это замечание? Что, например, означает, когда говорится достаточно? Достаточно для чего? 


Достаточно работать над злом сегодняшнего дня. Если человек начинает работать даже немного над днем и его неприятностями и тревогами, он тогда начинает работать практически над собой. Но он должен стараться узнать свой день и стараться узнать себя в отношении к его дню. Имеется некоторый средний день, через который проходит каждый человек, за исключением весьма необычных событий. События обычного дня имеют, если хотите, некоторое повторяющееся подобие для каждого человека.




Теперь допустим, что человек никогда не сознает этого и никогда не наблюдает себя в связи с типичными событиями своего среднего дня, как может он даже подумать, что он работает над собой и как может он даже пред- положить, что он может изменять себя? Изменение бытия начинается с изменения ваших реакций на действительные происшествия дня. Это есть начало принятия вашей жизни в реальном и практическом смысле по - новому. Если вы ведете себя одинаково каждый день по отношению к одинаковым текущим событиям дня, как можете вы полагать, что вы можете измениться?



Чтобы приступить к познанию самого себя, начните с наблюдения вашего поведения по отношению к событиям одного дня в вашей жизни. Отмечайте, как вы реагируете, то есть, отмечайте ваши механические реакции на все небольшие события, которые происходят, и на других лиц, и отмечайте, что Вы говорите, чувствуете, думаете и т.д. Затем попытайтесь увидеть, как вы можете изменить эти реакции. Конечно, если вы уверены, что вы всегда поступаете сознательно и разумно и что вы никогда не ошибаетесь и т.д., ничто никогда не изменится в вас, ибо вы никогда не будете в состоянии осознать, что вы - машина, механический человек, всегда говорящий и чувствующий, и думающий, и делающий типичные вещи, согласно меняющимся снова и снова обстоятельствам. Но, может быть, благодаря частице скромности, или чувству унижения или, еще лучше, благодаря увеличению вашей сознательности, вы можете осознать, что вы не едины - полностью сознательный индивидуум, решающий свою жизнь сознательно в каждый момент, но в один момент скромный человек, в следующий - раздражительный человек, в следующий - благожелательный человек, а в следующий - скандальный или клеветнический человек, в следующий - святой, в следующий - лгун.
Попытайтесь проделать рабочее упражнение - вести себя сознательно в течение небольшой части одного дня в вашей жизни. Так как все, что мы делаем, влияет на нас навсегда. Отдельный момент, в котором что-либо является достаточно сознательным, чтобы не вести себя механически, если человек действует по воле, может изменить многие будущие результаты. Если вы выучили, скажем, немного французский язык сегодня, вы будете знать больше завтра, но если вы ничего не делаете сегодня, вы ничего не будете знать больше завтра. То же самое о работе над собой. Всякий должен работать над собой по своей воле, потому что кому-либо не нравится нечто в себе, и стремиться изменить это.

Вся наша манера проводить день в нашей жизни является ошибочной, потому что по привычке она становится неизменной и потому механической. Тогда действительно мы являемся механическими и поэтому не имеем реального ощущения того, что мы делаем, и наши дни проходят странным неосязаемым образом, то есть, мы следуем механическим привычкам дня и потому не имеем реальной жизни и не получаем новых впечатлений. «Оно» действует, то есть, машина. Но если человек начинает свой день сознательно, весь день может быть несколько иным для него. Но он должен стараться узнать, что значит работать над собой, беря всю жизнь, как день - видеть, наблюдать и осознать, что такое день для него, а не думать, что день для него не важен, потому что он столь обычен и что работа означает нечто в будущем или что работа есть нечто, «что он не имеет пока еще возможности применить к себе, так как он очень занят своей ежедневной работой», как кто-то однажды сказал мне серьезным образом. Пожалуйста, не думайте, что изменить себя - это просто меньше курить или меньше есть.

Помните, что настоящая работа является психологической. Наша повседневная жизнь, наша профессия, наше ремесло, наше занятие и т.д. - не нечто иное, как сон, с которым мы отождествляемся. Но это понимание приходит медленно, когда мы понимаем лучше, что значит сон и механичность и почему человечество называется спящим, а жизнь называется механической. Чтобы работать над собой, начинайте работать над повседневной жизнью и тогда вы поймете, что подразумевается под странной фразой: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь» в молитве Господней. Ибо слово «насущный» здесь означает по - гречески «сверхвещественный хлеб», или «хлеб свыше». Идеями настоящей работы являются - дать нам хлеб для жизни, в двойном смысле идей, и силы встретиться с тревогами ежедневной механической жизни и, таким образом, дать сверхъестественный «хлеб»; и поддерживать новую жизнь, начинающуюся в каждом, ибо в настоящей работе каждый стремится стать новым человеком.


EmoticonEmoticon